Ме́нгер Карл (Menger) (1840-1921), экономист, основатель австрийской школы политэкономии, один из основоположников теории предельной полезности. Считал экономическую деятельность общества результатом поведения отдельных индивидов, основную задачу экономической науки видел в изучении законов развития индивидуальных хозяйств, исследовании потребностей индивида и средств их удовлетворения. В противовес трудовой теории стоимости выдвинул теорию субъективной стоимости, по которой цена товара есть результат субъективных оценок покупателя и продавца.
* * *
МЕНГЕР Карл - МЕ́НГЕР (Menger) Карл (23 февраля 1840, Нова-Сажина, ныне Польша - 26 февраля 1921, Вена), австрийский экономист, один из основателей австрийской школы (см. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА) в экономической теории.
Карьера журналиста
Родился в Галиции, той части Австрии, которая затем отошла к Польше. Следуя по стопам отца, занимавшегося юридической практикой, поступил на факультет юридических и политических наук Венского (1859-1860), а затем Пражского университетов (1860-1863). Докторскую диссертацию защитил в Кракове, после чего началась его карьера в качестве журналиста. Именно в этот период он начинает проявлять интерес к экономическим проблемам.
Теория обмена
Менгер отвергает восходящую к Аристотелю (см. АРИСТОТЕЛЬ) концепцию обмена объективных эквивалентов и указывает, что обмен обязательно должен быть выгоден для обеих сторон, иначе стороны с той же легкостью согласились бы обратно поменяться теми же благами. Именно различия в относительной субъективной ценности одних и тех же благ для разных людей являются, согласно Менгеру, причиной обмена. Обмен блага Х на благо Y произойдет только тогда, когда индивид А оценивает Х выше, чем Y, а индивид В - наоборот. Он будет продолжаться, пока относительные ценности благ для обоих индивидов не выровняются, и у них не будет стимулов продолжать обмен, то есть наступит равновесие. Таким образом, субъективные ценности определяют меновое соотношение благ.
Три этапа экономического анализа
Менгер различал в экономическом анализе три этапа: историко-статистический, т. е. конкретный анализ экономической ситуации; теоретический, выявляющий общую природу и общие связи, лежащие в ее основе; практический, касающийся принципов соответствующих действий со стороны властей или экономической политики. Главную задачу экономической науки он видел в нахождении общих и простейших законов экономической реальности, лежащих в основе экономической деятельности индивидов. При этом он ни в коей мере не отрицал, что полное понимание социальных феноменов требует и всего комплекса точных наук о человеке, и знания исторического контекста.
Теория «органического развития» и распространения знаний
В той же работе Менгер рассматривает не только законы, управляющие рынками и рыночным поведением индивидов, он рассматривает и естественные законы, определяющие возникновение институтов, способствующих общему благосостоянию и чрезвычайно важных для развития. К таким институтам он относит деньги, законы, язык, рынки, образование сообществ и даже самого государства.
Их возникновение он также связывает с индивидуальной деятельностью людей, преследующих собственные интересы, с распространением знаний о преимуществах тех или иных форм организаций, облегчающих или обогащающих эту деятельность; именно на основе такого органического развития и происходит становление новых институциональных форм (см. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ). Теория «органического развития» и распространения знаний впоследствии получила более обобщенное воплощение в теории «спонтанных порядков» (spontaneus orders) Ф. Хайека (см. ХАЙЕК Фридрих фон) , а также стала отправным пунктом современных теорий эволюционного развития.